Задания по развитию речи (средняя группа)
Тема "Овощи"
1. Подберите (нарисуйте) и наклейте
картинки с изображением овощей: помидора, огурца, капусты, моркови, лука,
картофеля. Ребёнок должен знать обобщающее понятие "овощи".
2. Рассмотрите с ребёнком натуральные
овощи, обсудите их цвет, форму. Вспомните о том, что овощи растут в огороде, на
грядках, время сбора урожая овощей - осень. Некоторые овощи растут в земле
(лук, морковь, картошка) и их из земли выкапывают или выдёргивают, а другие
овощи растут на земле, на кустиках (огурец, помидор) и их срывают или срезают.
3. Игра
"Закончи предложение". Взрослый начинает предложение, а ребёнок
договаривает последнее слово, подходящее по смыслу:
Я из земли
выдёргиваю ... (морковку).
Я из земли
выкапываю ... (картошку).
Я срываю с
кустика ... (помидор, огурец).
Я срезаю ...
(капусту).
4. Игра "Жадина" - употребление
названий овощей с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё (все
перечисленные овощи).
5. Игра "Назови ласково" (все перечисленные
овощи):
Помидор -
помидорчик, огурец - огурчик и т.д.
Правильные ответы выучите.
Тема
"Фрукты"
1. Подберите (нарисуйте) и наклейте
картинки с изображением яблока, груши, банана, лимона, апельсина, мандарина.
Ребёнок должен знать названия этих фруктов и обобщающее понятие "фрукты".
2. Вспомните о том, что фрукты растут во
фруктовом саду, на деревьях; когда фрукты созревают, их с деревьев срывают. Желательно
дать ребёнку рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус натуральные фрукты,
вспомнить такие понятия, как кислый - сладкий, гладкий - шершавый. Вспомните,
что готовят из фруктов: варят варенье, компот, выжимают сок, делают начинку для
пирогов и т.д.
3. Игра
"Расскажи о фрукте" - составление предложений о двух-трёх
фруктах. Ребёнок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь
на его изображение. Полученные предложения запишите.
Это яблоко. Оно
круглое, красное, сладкое.
4. Игра "Хлопки" - названия
перечисленных фруктов прохлопать, проговаривая по слогам, например: я-бло-ко.
(При проведении этой игры слова всегда проговариваются так, как произносятся, а
не пишутся. Например, я-бла-ка.)
5. Игра "Назови ласково" (все
перечисленные фрукты):
Яблоко - яблочко
и т.д.
Правильные
ответы выучите.
6. Игра "Жадина" (все
перечисленные фрукты).
Тема
"Овощи-фрукты"
1. Рассмотрите картинки с изображением
овощей и фруктов, вспомните, что такое овощи и фрукты (где растут).
Ребёнок должен
уметь назвать (перечислить):
- овощи;
- фрукты;
- одним словом:
картошку, морковь, огурец, помидор, лук, капусту (овощи);
- одним словом:
яблоко, апельсин, мандарин, грушу, лимон, банан (фрукты).
2. Игра
"Четвёртый лишний". Скажи, что здесь лишнее и почему:
А) лимон, банан,
капуста, яблоко.
Образец ответа: Лишняя капуста, потому что это
овощ, а остальное - фрукты.
Б) лук, морковь,
помидор, апельсин.
В) мандарин,
огурец, апельсин, груша.
3. Игра
"Один-много". Огурец - огурцы. Аналогично: яблоко, груша,
апельсин, мандарин, лимон.
Следите за чётким проговариванием окончаний слов.
4. Игра "Хлопки" со всеми
названиями овощей и фруктов.
Тема
"Одежда"
1. Подберите (нарисуйте) и наклейте
картинки с изображением одежды: платье, юбку, сарафан, пальто, шубу, пиджак,
рубашку, брюки, шорты. Вспомните, что одежда бывает мужская и женская, зимняя и
летняя (перечислите, что к ним относится).
2. Игра "Хлопки" со словами:
юбка, сарафан, пальто, шуба, пиджак, рубашка, платье.
3. Игра "Жадина" со словами:
юбка, пальто, свитер, рубашка, пиджак, платье.
4. Игра "Один-два":
Один карман -
два кармана, одна пуговица - две пуговицы, один пояс - два пояса, один рукав -
два рукава, один воротник - два воротника, одна шуба - две шубы, одна юбка -
две юбки, один сарафан - два сарафана.
5. Нарисуйте платье, покажите и назовите:
воротник, пояс, рукав, манжет, пуговицы, карман.
Тема
"Мебель"
1. Подберите (нарисуйте) и наклейте
картинки с изображением дивана, кровати, стола, табуретки, кресла, шкафа.
2. Вспомните:
- как называется
каждый из них, для чего нужны (стул - чтобы сидеть и т.д.);
- как они
называются вместе (мебель);
- части мебели
(желательно рассмотреть на настоящей мебели): стул - спинка, сиденье, ножки; кресло
- спинка, сиденье, подлокотники, ножки; стол
- ножки, крышка; шкаф - стенки,
дверцы, полки.
3. Игра "Назови ласково" со словами:
кресло (креслице), стул, стол, диван, шкаф, кровать, табуретка.
4. Игра "Жадина" со всеми этими
словами.
5. Игра
"Что для чего?" (употребление в речи предлогов на, в):
На чём можно
сидеть? - Сидеть можно на стуле, на диване...
На чём можно
лежать? - Лежать можно на диване, на кровати...
На что можно
поставить тарелку с супом?
Куда можно
убрать одежду?
6. Рассмотрите табуретку и кресло, сравните
их по плану: Что это? Для чего нужна? Сравнить части этой мебели.
Пример: Это табуретка, а это кресло. На
табуретке можно сидеть и на кресле можно сидеть. У табуретки есть сиденье и у
кресла есть сиденье. У кресла есть спинка, а у табуретки нет спинки. У кресла
есть подлокотники, а у табуретки нет подлокотников.
Тема
"Игрушки"
1. Подберите (нарисуйте) и наклейте
картинки с изображением игрушек: машина, пирамидка, мяч, ведёрко, матрёшка,
юла, кубики, мишка.
2. Вспомните, как их назвать одним словом
(игрушки), из чего изготавливают (резина, железо, дерево, пластмасса и т.д.),
как можно играть с каждой игрушкой (куклу - одевать, катать в коляске, кормить
и т.д.; мячик - бросать, ловить, подбрасывать, катать и т.д.).
3. Игра "Хлопки" со всеми
названиями игрушек.
4. Игра "Назови ласково" со словами:
кукла, ведро, мяч, матрёшка, мишка.
5. Игра "Жадина" со всеми
названиями игрушек.
6. Нарисуйте кубик, пирамидку или мячик,
составьте о предмете рассказ по плану: что это, какой по цвету, какой по форме,
как с ним можно играть?
Пример: Это мячик. Он зелёный, круглый. Его
можно бросать, ловить, катать.
Получившийся
рассказ выучите
Комментариев нет:
Отправить комментарий